Жители оккупированного Крыма в очередной раз возмущены действиями оккупантов. Так называемые «власти» решили проложить новую ветку железной дороги сквозь пещерные монастыри Загайтанской скалы близ Инкермана.
Об этом сообщает издание ForPost.
План строительства новой ветки железной дороги Севастополя в обход существующего Свято-Климентовского монастыря в Инкермане подразумевает, что железная дорога пройдет по Загайтанской скале. А это означает уничтожение уникальных пещерных монастырей, фресок, неисследованных объектов и неопределённого количества других исторических и культурных ценностей.
Железнодорожная ветка, на которую оккупанты выделили почти 4 миллиарда рублей, пройдет через Инкерманские каменоломни. Для этого в скалах прорубят 2 тоннеля.
Загайтанская скала, о которой идёт речь, — является частью каменоломен. Это уникальный фрагмент, который находится в стороне от железной дороги и даже как должным образом не исследован. На данный момент неизвестно даже, сколько в точности храмов на Загайтанской скале.
Эксперты указывают на наличие как минимум 230 пещерных сооружений на склонах Загайтанской скалы, которая включена в перечень выявленных объектов культурного наследия города Севастополя.
Детальная мотивация такого решения оккупантами официально не обозначалась.
Однако, по мнению представителей научного сообщества, идея прокладки тоннелей через Загайтанскую скалу и ближайшие к ней территории не выдерживает никакой критики и грозит катастрофическим ущербом.
«Инкерманский пещерный комплекс крупнейший в Крыму, это совершенно уникальная вещь. Там было несколько монастырей. Комплекс сильно пострадал от двух вещей — от строительства железной дороги и карьерных разработок. Поэтому многие памятники погибли ещё при строительстве железной дороги: в частности, в 30-е годы был засыпан целый пещерный храм с фресками, прямо у железной дороги», — сообщил сотрудник МГУ, кандидат исторических наук, разработчик архитектурно-литургических типологий пещерных храмов Крыма Андрей Виноградов.
Учёные убеждены — надо искать щадящие варианты, которые сохранили бы и Свято-Климентовский монастырь, и Загайтанскую скалу, превратив всю территорию в единый в архитектурно-археологический заповедник.
Но оккупантам все равно – ведь деньги на строительство железнодорожной ветки уже выделены. А значит нужно сделать все в лучшем виде, плюс присвоить часть.
«Свои комментарии к опубликованной «государственной историко-культурной экспертизе» высказали 25 человек. Их замечания размещены на сайте, актуальные будут учтены», — так официально на запрос севастопольских журналистов ответили в оккупационном «управлении по охране памятников Севастополя».
Однако, ни журналисты, ни общественники не могли найти, где в открытом доступе размещены «экспертиза» и комментарии к ней.
Так называемый «депутат» Вячеслав Горелов попросил предоставить научные расчёты, подтверждающие разрушение скалы, рядом с которой поезда идут сегодня, и предложил рассмотреть альтернативные и менее затратные способы защиты от вибраций расположенного в скале монастыря.
Но в ответ от оккупантов – тишина.