Принято считать, что исторические предания, легенды и мифы более присущи западной части Украины или, например, Крымскому полуострову. Горы, старинные замки, истории о битвах и рыцарях запада, море и степи юга, всегда привлекали туристов не только сами по себе, но и красивыми рассказами о прошлом.
Однако и индустриальный восток также богат своими легендами, которые, возможно, не так стары и овеяны вековыми тайнами, но также до сих пор очень живы, драматичны и популярны.
Шахтерский дух
Самый известный Донецкий миф — о шахтерском духе Добром Шубине. О нем хотя бы раз слышали далеко за пределами Донецкой области.
Добрый шахтерский хранитель Шубин обычно предупреждал горняков о грозящей опасности. Когда постучит, когда зажжёт предупредительный огонёк.
Самые популярные байки рассказывают о том, что перед возможной аварией на шахте горняки слышат, как будто кто-то шуршит или шепчет что-то в забое. Говорят, это Шубин предупреждает о чём-то. Но если кто-то встретит Шубина лицом к лицу, почти наверняка ждать беды.
Есть несколько версий возникновения этого мистического персонажа. Первая — как будто бы жил некий владелец шахты в начале 20-го века по фамилии Шубин, и был он добр к своим работникам.
Вторая повествует о том, что Шубин работал в одной из шахт сжигателем газа метана. Была такая шахтерская специальность, когда еще не существовало датчиков для обнаружения метана. Тогда по вырубке ходил человек с факелом и сжигал газ, собирающийся в воздухе. Эта работа была очень опасна, и Шубин, в конце концов, погиб от взрыва, а его дух стал хранителем шахт и шахтеров.
Есть еще несколько похожих версий о том, что шахтёр Шубин погиб в забое, и после этого стал горным духом -хранителем.
Так или иначе, Шубин стал ярким представителем шахтёрского фольклора, и даже своеобразным брендом Донецкого края.
Кладбищенские суеверия Мариуполя
Фото: mrpl.city
Южная столица Донбасса — Мариуполь — известна своими мистическими историями, которые связаны со старинными городскими кладбищами.
Самое старое в Мариуполе кладбище, расположенное около Центрального рынка, не стало исключением. Связана с ним мистическая история, которая влияет на жизнь суеверных мариупольцев и сегодня.
По словам горожан, живущих около него, здесь есть могила ребенка, на которой расположено зеркало. Человек, который заглянет в него, якобы очень быстро стареет.
По каким-то загадочным обстоятельствам повторно найти это зеркало очень сложно, но если поиски увенчаются удачей, заглянув в него второй раз, утраченные годы вернутся.
Подземные ходы Святогорья
Легенды о тайных пещерах и подземных ходах всегда были популярны на территории Слобожанщины, частью которой когда-то были земли нынешнего города Святогорск.
Пещеры с несметными татарскими сокровищами и тоннели, связывающие города, гуляли по всей Слобожанщине ещё с 17 века. Не утратили популярность и в наше время. Самая известная — о подземном тоннеле, ведущем от Святогорского монастыря на противоположную сторону реки Северского Донца. Дескать вырыли тот ход монахи в старину для того, чтобы спасаться от татарских набегов.
А то, что святогорские монахи умели строить тоннели свидетельствуют и до сих пор действующие в монастыре подземные галереи. Татары же и правда в 17 веке нападали и грабили монашескую обитель, ведь она тогда была не просто монастырем, а ещё и своеобразным пограничным форпостом.
Желание пройти под рекой толкало местных и приезжих мальчишек изучать отдаленные монастырские тоннели и 30 лет назад, когда монастырь был заброшен и доступ к пещерам никем не контролировался. Удалось ли кому-либо пройти под рекой легенда умалчивает, но рассказов о покорении километров меловых катакомб всегда была масса.
Также, до 1970-хх годов (а некоторые энтузиасты поддерживают её и сейчас) существовала легенда о подземном ходе из Святогорского монастыря до Троицкого собора, который стоял когда-то на центральной площади Славянска.
Частично эта легенда была развеяна в середине 1970хх, когда собор был разрушен, а подземного хода не нашли. Но есть еще любители истории, которые надеются, что когда-нибудь наткнуться хотя бы на остатки таких подземных ходов.
Легенда о стародавнем Торе и могиле сына Ивана Сирка
Предания о курганах, о тайнах и трагических историях, связанных с ними, занимают отдельное место на Донетчине.
Курганы наши предки называли Могилами и использовали в качестве дорожных ориентиров. Отсюда названия курганов, которые можно найти на старинных картах Изюмского уезда (к нему ещё сто лет назад относились нынешние города Славянск, Краматорск и округа): Востра Могила, Попова Могила.
Часто в старых козацких легендах курган возникает на месте гибели какой-нибудь известной личности.
Так в “Песне о вдове Сырчихе” один из сыновей известного запорожского полковника Ивана Сирко Петр выехав на поиски своего отца прибывает до “Стародавнего города Тора”(нынешний Славянск). Здесь, по легенде, его убивает отряд турков, а его соратники на месте гибели Петра шапками насыпают курган.
“Козацьке тіло позбирали,
До стародавнього куреня привозили,
Суходол саблями копали,
Шапками, приполами землю носили,
Козацькоє тіло схоронили”.
Вообще, легенды о козацких подвигах на землях северного Донбасса составляют большой культурный пласт, о котором можно писать отдельную статью.
Легенда о боярине Карачуне
Эту легенду об опальном боярине, якобы жившем на вершине меловой горы, могут поделить между собой Славянск и Краматорск.
Гора Карачун, стоящая между этими двумя городами, лишь с 2014 года стала известна на всю страну и за её пределами. Однако предание о возникновении названия насчитывает около ста лет.
“Близко города Славянска, на верху крутой горы,
знаменитый жил боярин по прозванью Карачун…”
Эти слова из популярной в конце 19 века оперы “Аскольдова могила”, видимо, послужили основанием для романтической легенды о разбойнике Карачуне, который жил на высокой горе у реки Тор и грабил купеческие караваны.
Легенда постепенно обрастала всевозможными деталями, и в итоге стала одним из самых популярных народных мифов уже ближе к середине 20-го века. Людская молва наделила мифического Карачуна просто сказочными сокровищами, и гласила о том, что спрятал разбойник золото и драгоценные камни-самоцветы именно в недрах меловой горы, завернув своё добро в воловьи шкуры.
Городской миф часто передавали из уст в уста, и мало кого волновало, что опера Аскольдова могила описывает события и места, совершенно не связанные с современным городом Славянском. В опере описывается не современный Славянск, а древний Словенск, который со временем трансформировался в Великий Новгород.
Долгие годы гора Карачун была излюбленным местом кладоискателей и, по слухам, там даже что-то находили…
Пять легенд, перечисленные здесь далеко не предел. Существуют масса преданий, может быть менее популярных, но не менее захватывающих. И о семействе Юзов — основателей современного Донецка, и сельские легенды и предания о нечистой силе, которыми так славилась старинная Слобожанщина, и легенды о козацких кладах. И много чего ещё, о чем мы когда-нибудь обязательно расскажем.