Украинское министерство инфраструктуры вело переговоры о совместном строительстве высокоскоростной железной дороги европейской колеи с итальянской государственной железнодорожной компанией "FS Italiane". Они завершились 10 февраля подписанием меморандума между "Укрзализныцей" и "FS Italiane" о взаимопонимании. Следует подчеркнуть, что данный документ фиксирует совместные намерения компаний, но не налагает на них никаких обязательств.
Протяженность высокоскоростной ж/д линии должна составить 900 км. Она пройдет примерно по следующей трассе: граница Украины с Польшей - Львов - Киев - Одесса. При этом участок Киев - Одесса, если его строить заново "с нуля" по кратчайшему пути, будет иметь протяженность около 450 километров - примерно столько же, сколько автотрасса М05 "Одесса - Киев".
В итальянской компании отметили, что подписанный меморандум может стать первым шагом к передаче Украине итальянских технологий в сфере транспортных и высокоскоростных технологий. Потенциальным партнером в украинском проекте может стать инжиниринговая компания Italferr из группы FS Italiane.
Итальянская техническая помощь может выражаться в передаче Украине технологий строительства путей для скоростей свыше 160 километров в час, а также эксплуатируемых в Италии скоростных поездов серии "Pendolino". Их главная особенность - наклоняемые во время поворотов кузова вагонов относительно ходовых тележек. Это позволяет не снижать скорость при поворотах, как это происходит с обычными поездами, и нивелировать действие центробежной силы. Такие поезда способны развивать скорость до 250 километров в час.
Теоретически, при длине отрезков Киев - Одесса и Киев - Львов по примерно 450 километров, это позволит преодолевать расстояние от столицы до Одессы или Львова за 2-3 часа.
Ferrovie Dello Stato Italiane – государственный холдинг и оператор ж/д сети Италии. Компания разделена на четыре операционных сектора: транспорт, инфраструктура, недвижимость и другие услуги. Большинство ж/д станций в Италии обслуживает ее дочерняя компания. В частности, дочерние компании FS Italiane Group занимаются ж/д перевозками в Италии и Греции.
Ранее анонсировалось участие Франции в обновлении парка электровозов и создании высокоростных магистралей. Нынешний меморандум не исключает этого, так как производство итальянских скоростных поездов класса "Pendolino" контролируется французской корпорацией "Alstom".