"Налоговая служба" Севастополя готова инициировать банкротство Севморпорта из-за долгов по "налогам". В апреле российские "власти" города говорили о планах предоставлять порту субсидии в объеме 50 млн рублей ежегодно. В марте появились планы "передать" его в "федеральную собственность". В феврале "экс-губернатор" Дмитрий Овсянников говорил о том, что предприятие нуждается в инвесторе. А в январе был громкий скандал, когда руководитель "контрольно-счетного управления" заявил, что "чиновники" намеренно банкротят порт, пишет Геннадий Кравченко специально для "Крым.Реалии". В чем причина банкротства: в действиях "чиновников" или в связанной с санкциями экономической ситуации и незагруженности порта?
Сударь, вы банкрот!
Российская "налоговая служба" Севастополя готова инициировать банкротство "государственного унитарного предприятия" ("ГУП") "Севастопольский морской порт" из-за долгов по "налогам". Об этом стало известно 22 августа на заседании российского "правительства" города.
"Представление налоговой: 16 сентября они планируют начать банкротство предприятия по налоговому законодательству. Ситуация очень напряженная в порту", – сообщил "и. о. директора департамента экономического развития" Элимдар Ахтемов. При этом общая кредиторская задолженность порта составляет 79 млн рублей.
На предприятии также существуют долги по выплате текущей зарплаты и перед ресурсоснабжающими организациями, которые прекратили поставки, сообщил "и. о. вице-губернатора" Владимир Базаров. Вследствие чего страдает и федеральный завод "Вымпел", чья площадка расположена на территории Севморпорта, столкнувшийся с ограничениями в поставке ресурсов.
"Учитывая, что мы занимаемся оздоровлением предприятия, давайте проведем переговоры с ресурсоснабжающими организациями с просьбой не подавать в суд. Надо просчитать, сколько средств необходимо, чтобы погасить задолженность предприятия, возможно, выплатить дополнительную субсидию. Посмотреть, какие инструменты можно задействовать для получения прибыли, использовать имущественный комплекс. Выйти с предложениями и на Министерство транспорта, так как порт у нас выполняет и социальную функцию по перевозке пассажиров в городе", – поручил "врио губернатора" Севастополя Михаил Развожаев.
Счета предприятия в настоящее время заблокированы, поэтому "правительство" города утвердило постановление о порядке предоставления субсидии порту в размере 54 млн рублей. Они могут быть потрачены на финансирование текущей деятельности, ремонт подвижного состава, погашение задолженностей по налогам, арендным платежам и для заключения договоров страхования гражданской ответственности перевозчика.
"И. о. вице-губернатора" Мария Литовко рассказала, что в настоящее время в порту работают аудиторы федеральных органов. Она добавила, что для выплаты существующих долгов могут потребоваться дополнительные субсидии.
Месяц назад сообщалось, что в Севастопольском морском порту идет массовое сокращение штатов. По данным "департамента труда и социальной защиты", к началу июля в Севморпорту работало 725 человек, уведомления о сокращении получили 70 из них: 21 работник ГТ "Инкерман" должны быть уволены 24 июля и 49 членов экипажей судов вспомогательного флота – 1 сентября. Кроме того, в этом году уже были сокращены еще 9 человек.
Административно-управленческий аппарат сокращение затронуло минимально: уведомление получило 3 начальника отдела. При этом сегодняшний "глава" Севморпорта Валерий Скляров ранее говорил: "Не должно быть так, чтобы производственная сфера составляла порядка 40% численности, а все остальные были начальниками и заместителями начальников".
Схема не сработала?
В декабре прошлого года грянул громкий скандал. 17 числа в "правительстве" Севастополя были проведены обыски, сообщили телеграмм-каналы. По данным анонимных авторов, ФСБ нагрянула в "правительство" в связи с преднамеренным банкротством Севастопольского морского порта и нелегальной деятельностью на территории предприятия. Проверку провел бывший сотрудник "счетной палаты", начальник "главного контрольного управления" Севастополя Сергей Елизаров.
"Крымский канал" сообщил подробности операции. По сведениям анонимных авторов, руководство Севморпорта сдавало городские причалы под НТО неофициально, что способствовало накоплению за предприятием долга на сумму свыше 80 миллионов рублей.
В это время тогдашний "губернатор" Севастополя Овсянников в составе российской делегации находился в Сирии. Он прервал визит и за два часа до встречи с сирийским президентом Башаром Асадом срочно вылетел в Севастополь.
Через два дня Елизаров заявил о том, что в его адрес поступали угрозы от "вице-губернатора" Владимира Татарчука.
Также Елизаров рассказал, как Севморпорт ведут к банкротству. "За 9 месяцев 2018 года кредиторская задолженность предприятия (составила) более 72 миллионов рублей. С конца 2017 года рост составил более 200%. Рост управленческих расходов руководства (предприятия) в 2017 году (составил) более 45%. Чистый убыток с конца 2017 года – 107 миллионов рублей", – сообщил он.
Стоимость имущества порта, по его словам, существенно занижена предприятием. "Более 1 200 объектов недвижимости значится на балансе (стоимостью) в 1 копейку. Это плавучий док, ремонтная мастерская, нежилые здания, 20 причалов и др. Есть объекты по 1 рублю, а некоторые 10 рублей»", – сообщил Елизаров.
Он добавил, что предприятие в последнее время необоснованно списало имущества на 26 миллионов рублей, в том числе два нефтеналивных танкера. "Названные мной факты в совокупности дают очень большую вероятность того, что осуществляется процесс доведения этого актива до процедуры банкротства", – резюмировал "чиновник".
После этого связанные с портом события стали меняться с калейдоскопической быстротой. В конце января новым "директором" порта был назначен уже упоминаемый Скляров. Его считают ставленником "Ростеха", поскольку был рекомендован на эту должность компанией "РТ-логистика", входящей в структуру этой госкорпорации.
В это же время "глава бюджетной комиссии заксобрания" Вячеслав Аксенов рассказал, что только за 2017 год сумма основных средств уменьшилась более чем на 100 млн рублей. "Если имущество не продавалось, значит, его просто списывали", – отметил "глава комиссии".
Через несколько дней после назначения новый "директор" порта объявил, что предприятие будет развивать перевалку грузов двойного назначения. На этом заявлении пока все и закончилось – никакой перевалки или переговоров о ее проведении.
Севастопольский морской порт может сократить 500 сотрудников, если не найдет инвестора, сообщил в феврале "экс-губернатор" Овсянников. Также говорилось о планах по сокращению издержек, продаже непрофильного имущества и т. п.
Как-то между делом выяснилось, что на 1,4 млн рублей начислило излишних премий прежнее руководство "Севморпорта". О наказанных за перерасход средств пока не слышно.
Читайте также: В оккупированном Севастополе никто не хочет строить канализационные очистные сооружения
В начале марта "директор" порта Скляров отметил, что порт будет безубыточным, когда будет зарабатывать 40 млн рублей в месяц, но пока не дотягивает даже до половины этой суммы. И представил антикризисный план, включающий в себя передачу площадок и причалов в аренду некоему заинтересованному инвестору.
В середине марта "экс-гебурнатор" Овсянников сообщил, что Севастопольский морпорт может быть "передан" в "федеральную собственность", а уже в начале апреля этот вопрос рассматривался на совещании в российском Минтрансе. "Власти" города выражали уверенность, что "передача" порта в "федеральное ведение" даст новый импульс для развития предприятия и поможет наладить взаимодействие с сирийской провинцией Тартус и перевалку специальных грузов по линии "Ростеха".
С начала лета объекты имущественного комплекса Севморпорта проходят инвентаризацию и кадастрирование – в Москве опасаются, что севастопольские "чиновники" успеют спустить часть имущества по бросовым ценам. "Передать" порт в "федеральную собственность" должны до конца года.
Банкротство не только спровоцированное, но и экономическое
Сколько бы "чиновники" не прокручивали мутные схемы, у банкротства Севморпорта есть и экономические причины.
Так, по данным статистики, в 2013 году в Севастопольском морском порту было обработано 4,8 миллионов тонн грузов.
Через несколько месяцев после аннексии полуострова, в июне 2014 года, Украина закрыла для международного судоходства морские порты Евпатории, Керчи, Севастополя, Феодосии, Ялты, расположенные на территории Крыма и Севастополя. Любое судно, которое заходит в морские порты полуострова, делает это на свой страх и риск, поскольку судовладельцы и капитаны судов, которые проигнорировали подобный запрет, могут столкнуться с серьезными проблемами – штрафами или даже тюремными заключениями.
Результаты не заставили себя ждать. В 2015 году этот грузооборот снизился более чем в 15 раз – до 312 670 тонн. Такие данные в феврале 2016 года привел на тот момент "директор" "Севморпорта" Юрий Семенов. В апреле 2018 года уже другой "директор" порта, Сергей Емельянов, сообщил, что в 2017 году "Севморпорт" задействовал только 7% мощности по перевалке грузов, которая составила около 315 тысяч тонн. Год 2018-й морпорт закончил с убытками, которые превысили 100 млн рублей.
О том, что санкции существенно влияют на работу порта, в январе этого года признали сами российские "чиновники". Данные о снижении показателей привел на тот момент "вице-губернатор" Севастополя Илья Пономарев. "Сокращение перевалки с почти 6 млн тонн в 2013 году до чуть менее 200 тыс. тонн не может не сказаться на экономических показателях работы порта", – сообщил он.
О том, что порт не получит поддержки российских олигархов, говорит эксперт Владимир Казарин. Он напомнил, что в России "базовые экономические области находятся в частных руках", но в случае с портами на территории аннексированного Крыма инвестор будет рисковать своими активами, а международное транспортное сообщество не будет пользоваться "Севморпортом".
"Крым и его порты находятся под санкциями, что делает этот бизнес весьма рискованным. Подобно тому, как долго не могли найти строителя, потому что российские олигархи отказывались от строительства Керченского моста, так же происходит с Севастопольским портом. По моей информации, ряду российских олигархов предлагали заняться Севастопольским портом, но каждый из них понимает, что, вкладывая деньги в этот проект, он сам подставляет себя под санкции и замораживает свои ресурсы", – отметил эксперт.
Стоит также добавить, что после "передачи" порта в "федеральную собственность" ситуация сильно не изменится. Собственной продукции на экспорт в Крыму почти нет, а везти грузы на полуостров железнодорожным транспортом, запуск которого по мосту планируется в следующем году, экономически невыгодно. Тем более расположенные ближе порты Кавказа и Тамани до конца не загружены. Насчет импорта – он если и будет, то только в небольших объемах из Сирии. При этом грузоперевозчики должны помнить о санкционных рисках и возможности потери судна за заходы в запретные порты.