Суета вокруг Рождества

Источник:  ugorod.od.ua  /  14:30, 21 Ноября 2017

Давайте же и мы подумаем, что же именно произошло, и хорошо это или плохо

Недавно Верховная Рада приняла закон о том, что 25 декабря станет в Украине выходным днем в честь «католического» Рождества Христова. Событие это (закон, а не Рождество) вызвало бурное обсуждение на всех уровнях: от ток-шоу и круглых столов до трамваев и скамеечек во дворах. Давайте же и мы с вами подумаем, что же именно произошло, и хорошо это или плохо.

Прежде всего – давайте сразу уточним: выходной 7-го января никто не отменял, и запретов празднования чего угодно когда угодно не вводил. Просто около 10% жителей страны (по разным оценкам, количество католиков и протестантов, празднующих Рождество 25 декабря, колеблется в районе 4-5 млн) получат те же права, что и большинство. Раньше для того, чтобы отпраздновать Рождество вместе со всеми единоверцами, католики массово сказывались больными, отпрашивались с работы.

А теперь надо «копнуть поглубже». На самом деле православная церковь тоже отмечает Рождество 25 декабря. По поводу даты этого важного для христиан события уже полтора тысячелетия особых споров не ведется. Просто православные церкви не приняли «рацпредложение» католического папы в виде григорианского календаря, который сегодня принят во всем светском мире. Но они и не перешли на еще более точный новоюлианский (предложенный профессором Белградского университета Милутином Миланковичем), который в ближайшие века будет с григорианским совпадать. Собственно, решение о таком переходе уже было принято патриархом Мелетием IV в мае 1923 года, и часть мировых православных церквей уже используют новоюлианский календарь. Но значительная их часть все еще не спешит менять привычный уклад, в том числе УПЦ КП и УПЦ МП.

Фактически, празднование Рождества 7-го января – это то же самое, что и «Старый Новый год». Только в отличие от последнего, Рождество закреплено официально. Получается парадокс: живем мы по одному календарю, а один из главных праздников отмечаем по другому, основанному на устаревших представлениях о времени.

В свое время Цезарь тоже столкнулся с «календарной оппозицией». До него в Римской республике в году было 355 дней, а «лишние» дни составляли специальный тринадцатый месяц мерцедоний. Этот месяц добавлялся после февраля по решению понтификов – до папы римского так называли верховных жрецов древнеримского пантеона. Причем добавлялся произвольно, часто подчиняясь политическим соображениям. В итоге календарь «разболтался» и уже практически не соответствовал временам года. Потому когда Юлий Цезарь стал диктатором (тогда это была официальная должность, а не ругательство), он возопил «Доколе?!» и издал эдикт о введении нового календаря.

Календарь Цезаря (сейчас называемый в его честь юлианским) далеко не сразу приобрел популярность. Но постепенно логика и здравый смысл победили традиционализм. Думается, с Рождеством будет так же. Рано или поздно оставшиеся «нереформированными» православные церкви все же закончат начатое, сверят часы с атомным временем и примут-таки уточненный календарь, хотя бы в этом объединив христиан по всему миру. Ну а светские власти им посильно помогут, уравнивая праздники разных конфессий.

 

 

Денис Давыдов

Наверх