В течение прошлой недели в Крым привезли 50 фур с новыми «учебниками». Всего в оккупированный регион поступило свыше 1,6 млн книг. Как известно, оккупанты ведут в школах российскую пропаганду, направленную на искоренение украинской идентичности. Милитаризация образовательного процесса сопровождается систематической промывкой неокрепших умов школьников, под которую российские чиновники закладывают «научную основу». Как именно и с какой целью оккупанты преподают детям «правильную историю», читайте в материале «Флота 2017».
«Политическая обработка» школьников
Идеологическая обработка юных крымчан началась с первых месяцев оккупации, когда по школам «республики» прокатилась волна чисток «нелояльного» педагогического состава. Под удар попали молодые учителя истории, украинского языка и литературы, «осмелившиеся» весной 2014 года заявлять ученикам и коллегам, что действия РФ в Крыму являются оккупацией.
«Через полгода после «референдума» меня вызвала к себе завуч школы и дала в руки лист бумаги. На нем ее почерком было написано следующее: «Тобой интересовались из ФСБ, запрашивали личное дело в районном отделе образования. Собирай вещи, срочно уезжай». Когда я прочла, она молча сожгла бумагу в пепельнице, и сказала, что я могу быть свободна. Завуч боялась прослушки и лишних ушей, так как в школе, как стало ясно, хватало стукачей. Моя «вина» была в том, что я говорила детям, что нельзя ходить на «референдум», потому что он незаконный», — рассказала «Флоту 2017» Елена Т., преподававшая украинский язык в одной из школ Симферополя.
Вскоре после оккупации ей пришлось спешно выехать на материковую часть Украины.
Следующим этапом российские «власти» и местные коллаборационисты начали переделывать учебники истории, наполняя их антиукраинской пропагандой и фальсификациями. Упоминания о захвате Крыма, который россияне фальшиво именуют «присоединением», включили в российские учебники по истории в 2016 году.
Осенью 2017 года глава Совета федерации Валентина Матвиенко распорядилась проверить учебники истории для старших классов на предмет того, насколько «правильно» в них описывались события Евромайдана и Киеве и оккупации украинского полуострова. В случае обнаружения как бы несоответствий, министерству образования РФ было поручено срочно все исправить.
Так называемый «сенатор» от Крыма Сергей Цеков потребовал, чтобы в учебниках события Евромайдана упоминалась как «кровавый переворот». Цекова не устроил учебник за 10 класс, в котором авторы в целом поддержали оккупацию Крыма и ОРДЛО, но при этом якобы недостаточно жестко охарактеризовали протесты в Киеве.
Скандал разразился в 2019 году, когда группа местных историков-коллаборационистов во главе с профессором Сергеем Юрченко написала учебник по истории Крыма для 10 класса. Помимо выраженных антиукраинских нарративов, книга содержала советский миф о якобы «массовом коллаборационизме» крымских татар в годы Второй мировой войны.
Оправдания оккупации
Научная методика преподавания истории основана на территориальном и хронологическом подходе. В российских учебниках этот подход напрочь игнорируется. Следуя установке, что «границы России нигде не заканчиваются», как выразился президент Владимир Путин, учебные материалы содержат территориальные претензии к соседним государствам.
«Российские учебники составлены так, чтобы у детей сформировалось представление, что территория Украины – это часть территории РФ. В учебниках по истории, например, много рассказывают о скифах, хотя они не жили на территории современной РФ. Происходит подмена понятий «русский» (в смысле древнерусский, житель Киевской Руси) и «российский». В учебнике за 8 класс можно встретить утверждение, что Украина при Богдане Хмельницком «попросилась» в состав России, хотя ранее использовался термин «воссоединение». В таких учебниках нивелируется история государств, граничащих с РФ: Украины, Беларуси и Литвы. Про Великое княжество Литовское можно встретить утверждения, что оно якобы было менее развитым, чем Московское царство», – говорит в комментарии «Флоту 2017» эксперт «Центра гражданского просвещения Альменда» Олег Охредько.
Как следствие, у детей, начиная с младшего школьного возраста, может возникнуть мысль, что агрессивная политика Кремля является неким восстановлением «исторической справедливости».
«В таком контексте оккупация Крыма трактуется как обоснованное действие: «возвращение российских земель». Причем, возвращение земель, которые были «исконными» и якобы принадлежали России, начиная с древнейших времен, а не только во времена Российской империи», – пояснил Олег Охредько.
«Украинцев не существует»
Для сравнения в украинском языке слова «руський» и «росіянин» имеют разные значения. В русском языке указанные слова звучат и пишутся одинаково, что создает основу для политических манипуляций. Как пример, известная улица во Львове носит название «Руська».
Даже в СССР украинцев и белорусов отделяли от русских. Решение Переяславской рады 1654 года трактовалось как «воссоединение» украинцев и русских, хотя и этот термин нельзя назвать корректным. Нынешняя кремлевская «историография» трактует эти события как один из элементов «собирания русских земель». Российские казенные «историки» и авторы учебников копируют идеологические установки царской России, согласно которым украинцы и белорусы «не существовали» отдельно от русских.
Российские оккупанты намерены не просто сделать из крымских детей покорных «россиян», но и привить им агрессивное отношение к самому факту существования Украины как отдельного государства.
«Российские «учебники» истории представляют собой пропагандистский инструмент. Сама кремлевская пропаганда базируется на решениях госорганов РФ, которые реализуют свою политику, в том числе, в крымских школах. Поэтому следует реагировать не на сам факт пропаганды, на конкретных политических руководителей РФ, формирующих такую политику. Речь идет о Владимире Путине и членах российского правительства, отвечающих за гуманитарную сферу. То, что они делают на оккупированных территориях Украины — это нарушение международного гуманитарного права», — отметил в беседе с «Флотом 2017» участник Краевой рады украинцев Крыма Андрей Щекун.
Пропаганда службы в оккупационной армии, прославление войск государства-агрессора (в том числе, на страницах учебников) классифицируются как военные преступления. Вышеназванные «учебники истории» в международных разбирательствах могут быть использованы как факты незаконных деяний российского правительства и оккупационной администрации республики. В частности, так называемого «министерства образования Крыма».