В Крыму начат процесс уничтожения материальной культуры. ФОТО

Джерело:  uainfo.org  /  10:59, 9 Січня 2018

И сегодня снова, национальное наследие крымских татар под угрозой уничтожения…

За почти четыре года оккупации Крыму уже нанесен невправимый урон. Испорчена экология, разрушена инфраструктура, и активно начат процесс уничтожение материальной культуры.

Начали с Ханского дворца, который напоминает оккупантам, что они здесь пришельцы, как и 235 лет назад, когда в 1783 году оккупировали Крымское ханство.

Тогда точно так же посягались на национальное наследие крымских татар. Уничтожали все, что напоминало о коренных жителях.

Дворец тогда чудом сохранился, но подвергся той страшной «реставрации» которую проводят и сейчас в период второй оккупации. Мы имеем опыт и знаем чем обернулись эти кустарные работы для одной из ханских резиденций, которых как минимум было пять. 

Читайте также: В оккупированном Крыму Ханский дворец передали в "собственность республики"

Тогда многочисленные ремонты, имевшие место после российской аннексии Крыма в 1783 году принесли дворцу непоправимый урон. Бездарные архитекторы до неузнаваемости исказили здания, планировку и нанесли непоправимый урон интерьеру. 

Печальную страницу ремонтов дворца открыл граф Потемкин, главный организатор путешествия Екатерины II в Крым.

Не успел последний крымский хан Шагин Гирай покинуть Крым, как Потемкин уже в 1783 году отдает приказание отремонтировать ханский дворец.

Ремонт длился три года. Он был доверен случайным лицам, абсолютно не сведущим в особенностях крымской архитектуры. В результате произошло смешение крымскотатарского и европейского стилей. 

Сохранившийся иллюстрированный материал, особенно планы и чертежи, составленные архитектором Вильямом Гести в 1798 году, свидетельствует, что после потемкинского ремонта дворец сохранял значительно больший объем, показывает расположение его ныне не существующих частей.

Персидский дворец, от которого сохранилась только Соколиная башня, гарем – от него остался один корпус из четырех (в 1818 году по причине ветхости основную часть из уцелевших 80 комнат просто уничтожили, оставили только небольшой четырехкомнатный флигель), кухонные помещения и т. д. 

Большим искажениям подвергся дворец в ходе ремонта 1822-1831 годов, которым поначалу руководил губернский архитектор Иван Колодин. При нем была разобрана часть зданий в Персидском саду, обозначенных на плане Гесте, была закрашена тонкая художественная роспись крымскотатарского зодчего и живописца Умера, выявленная при реставрации сравнительно недавно. 

Работы Колодина вызвали протесты архитекторов и художников, в результате генерал-губернатор граф М. С. Воронцов приостановил ремонт. Колодин был отстранен и вместо него назначен архитектор Эльсон, который в ходе шестилетней деятельности почти полностью переделал работу предшественника, восстановив там, где это было возможно прежний вид и стиль. 

В духе Колодина действовали ремесленники от реставрации вплоть до 1930-х годов. Достаточно сказать, что за прошедшие два столетия они постарались сократить площадь дворцового комплекса с 20 до 4 га.

В имперский период дворец находился в ведении МВД. Здесь пребывал полицейский чин, при наличии разрешения губернатора позволявший важным гостям осматривать бывшей ханский дворец.

Остальным желающим доступа в бывшую резиденцию не было. Во время Крымской войны 1853-56 годов, в помещениях дворца разместился госпиталь.

После Февральской революции нашлось немало желающих присвоить уникальный памятник - но благодаря усилиям его директора Усеина Боданинского, выдающегося художника-архитектора, искусствоведа и этнографа, сумевшего убедить Временное правительство в необходимости устроить здесь музей, дворец был оставлен в покое.

И 3 ноября 1917 года, в торжественной обстановке, был открыт первый в истории крымских татар Национальный крымскотатарский музей в Ханском дворце.

Его открытие ознаменовалось важным этапом в культурной, религиозной и политической жизни коренного народа.

Однако ему еще предстояло пережить немало испытаний, чтобы сегодня войти и утвердиться в списке известных музеев мира. И сегодня снова, национальное наследие крымских татар под угрозой уничтожения…

Gulnar Abdula

Вгору