Относительно очередного провала российской пропаганды в Харькове.
Позавчера вечером целый ряд сливных информационных бачков начал разгонять фейк о «митинге протеста», якобы состоявшемся на харьковском заводе ЗЖБК-15. По легенде, сотни доведённых до отчаяния рабочих с речёвками «дети голодают!» требовали немедленно восстановить экономические связи с Россией.
Новость о «митинге» (текст и – что важно - видео) опубликовали полтора десятка украинских, десятка три сепаратистских и полсотни российских сайтов, включая самые посещаемые. Причём текст совпадал до буквы, ребята поленились даже абзацы местами переставить.
Харьковские журналисты достаточно быстро разоблачили этот фейк. Руководство предприятия заявило, что: 1) никакого митинга на заводе не было, 2) съемки проводились не на территории предприятия; 3) никто из участников постановки не является сотрудником ЗЖБК-15.
Группу ИС в этой истории заинтересовал не столько сам факт вброса (он не первый и не последний), сколько яркий провал его исполнителей.
В момент, когда побежала волна перепечаток, мы обратили внимание на одну из нестыковок: в текстах «новостей» якобы протестуют работники ЖБК, но видеоролик явно снимали как шаблон для привязки к какому-то машиностроительному предприятию.
Во-первых, в ролике не упоминается название завода, его заменяют фразы типа «наш завод». Во-вторых, участники массовки держали лозунг «Возродим машиностроение», что не очень уместно для «работников ЖБК». И мелькавший в ролике парк станков больше подходит цеху машиностроительного завода. В-третьих, фронтмен «митинга», взывая к властям, зачем-то углублялся в специфику сертификации продукции в Европе. Интересно, что, по его мнению, должен сертифицировать ЖБК в Италии и Германии – плиты погребные или панели забора, которые нет экономического смысла везти за границы области? Кстати, именно поэтому упоминавшееся в «новостях» предприятие не поставляет продукцию в Россию.
О чём это свидетельствует? Заказчики кампании явно хотели сымитировать протест на машиностроительном заводе в Харьковской области. Но что-то пошло не так. Не исключаю, что просто напортачили составители новости, которые вписали в текст ЗЖБК, вместо, скажем, ЗМЗ. Либо договорились с каким-то заводом, но он в последний момент отказался. В итоге получился забавный ляп, который слил всю задумку в унитаз.
Подобные кампании уже были в октябре – ноябре 2016 г., в феврале 2017 г. митинг «за связи с Россией» проходил в Мелитополе.
При этом во время разгона акции применяется одинаковый шаблон: «протестует» завод в Мелитополе, но российская пропаганда сообщает о «крупнейшем Запорожском заводе». Письмо «за связи с Россией» публикуется от имени Змиевского машиностроительного завода, но в новостях идет «Харьковский флагман машиностроения» и т.д.
Кремль и его пособники в Украине изо всех сил пытаются изобразить масштабные протесты в ключевых городах Юга и Востока. Харькову и Запорожью они уделяют особое внимание, потому что эти регионы действительно имеют тесные завязки на российский рынок (даже сейчас экспорт из этих регионов в Россию составляет 27-28% от общего объема, а до войны составлял около половины).
Что ещё важно: Харьков (5 место по объему промпроизводства в Украине) и Запорожье (3-е место), согласно статистике, демонстрируют рост, в отличие от других значимых промышленных областей, где после захвата боевиками предприятий на Донбассе и ограничения торговли наблюдается спад. К тому же, например, в Харьковской области губернатор Юлия Светличная ведёт переговоры с целым рядом крупных промышленных предприятий о повышении зарплаты для работников. В случае успеха это будет хорошим сигналом и поспособствует снижению уровня «бытового сепаратизма».
Напротив - дестабилизация этих регионов, чего усиленно добивается Россия и её агенты влияния, будет особенно чувствительна для Украины. Помимо разъяснительной работы с людьми все острее становится вопрос об ответственности организаторов таких провокаций.