Относительно гуманитарной безопасности и оккупации Крыма.
Меня нередко спрашивают, почему группа ИС уделяет такое большое внимание гуманитарным вопросам? Почему прошлой осенью и зимой мы чуть ли не каждый день освещали церковную тематику, вскрывая планы Кремля и его агентов влияния, пытавшихся сорвать процесс получения Томоса? Зачем мы передаём тысячи книг по истории в библиотеки и организовываем лекции в школах? Зачем, наконец, мы подключаемся к вопросам защиты культурного наследия?
На наш взгляд, важным компонентом национальной безопасности является гуманитарная безопасность в широком понимании. Церковь, история, национальная память – в современном мире это такие же "линии фронта", на которых идёт борьба за сохранение украинской нации и независимого государства.
Это утверждение часто воспринимается как нечто абстрактное. На самом деле – это очень конкретные и измеримые вещи, напрямую влияющие на повседневную жизнь. И у нас перед глазами есть очень наглядное подтверждение – ситуация в оккупированном Крыму.
Начиная с 2015-го., крымское подразделение группы ИС аккуратно собирает различную литературу, которую издают в России по поводу Крыма. Мы стараемся собрать все книги, с помощью которых осуществляется массовая индоктринация – в первую очередь, это школьные учебники и обобщающие монографии. По ним очень четко прослеживаются базовые пропагандистские установки и попытки форматировать сознание жителей Крыма.
Свой стратегический подход Кремль даже не пытается маскировать: украинцы в Крыму должны быть тотально ассимилированы, крымские татары – изолированы.
Как это воплощается?
Если вы посмотрите учебную, научную и научно-популярную литературу по истории Крыма, вы без труда заметите: все, что связано с Украиной и украинцами, там, где возможно, вообще не упоминается, а там, где совсем игнорировать нельзя, принижается и дискредитируется. Пройдет ещё несколько лет, и мы наверняка увидим пассажи, что Северо-Крымский канал сам себя выкопал, а украинцы только мешали.
Я не буду анализировать всю ложь и манипуляции, которыми пестрят российские нарративы по истории Крыма с 1954-го по 2014 год. На эту тему можно написать книгу, и не одну. Только один пример.
В 2018-м под эгидой Института истории РАН опубликовали два фундаментальных "кирпича" "Истории Крыма". Так вот, период 2004-2014 гг. в этой публикации назван "Крым в дестабилизирующейся Украине: от "оранжевой революции" до Евромайдана". Автор этого "концепта" – известный адепт "русского мира" Андрей Никифоров. То есть, даже в период максимальной лояльности Януковича к Кремлю Украина также "дестабилизировалась". А пацаны-то и не знали.
Описание процесса оккупации Крыма тем же Никифоровым – это пропагандистские бредни высшей пробы. По версии автора, 27 февраля 2014-го Верховной Совет АРК заняли люди, "представившиеся самообороной Крыма". А местные депутаты ничего крамольного и не планировали. Просто хотели чуть больше самостоятельности. Но во всём виноват Киев. Именно он обозлил крымских депутатов, которые вдруг спонтанно проголосовали за "независимость".
Все признания Путина об участии российских войск, все признания Гиркина, других организаторов и участников аннексии, медальки Минобороны РФ "За возвращение Крыма" с датами 20.02.14 – 18.03.14 и т.д. и т.п. автор раздела в российской "научной" монографии просто игнорирует.
Очевидно, что подобный бред может существовать только в условиях тотального контроля информационного пространства и цензуры. При взгляде со стороны эта пропагандистская картинка рассыпается в момент.
Оболванивание детей реализуется на грани биполярного расстройства.
Многие помнят историю со скандальным учебником "История Крыма" для 10 класса, где крымских татар фактически прямо обвинили в тотальном коллаборационизме, чем "обосновали" последующую депортацию народа.
Характерно, но одновременно (!) с ним в крымских школах шестиклассников продолжали обучать по книге "Крымоведение", где черным по белому было написано такое (цитата, стр. 71): "Одной из самых мрачных страниц послевоенной истории Крыма стала депортация (выселение) крымских татар по выдвинутому советским правительством ложному (!) обвинению всего народа в пособничестве врагу во время войны. Сразу после освобождения Крыма от немецко-фашистской оккупации, 18-20 мая 1944 года, была осуществлена трагическая (!) операция по переселению крымских татар из Крыма в другие регионы Советского Союза (главным образом в республики Средней Азии)…".
Читайте также: Портников: Ненависть к крымским татарам – официальная идеология "русского Крыма"
То есть, то, что шестиклассникам депортацию преподносят как трагедию вследствие ложного обвинения, десятиклассникам в этих же школах пытались ее подать как закономерный рациональный шаг. Просто сюрреализм.
Теперь попробуйте осмыслить ситуацию, в которой оказались школьники, особенно те, кто в 2014 году учился в 6-7 классе. Мало того, что резко поменялась интерпретация история самого Крыма – поменялась картина мира вокруг.
Историю Украины заменила история России со всей её спецификой. Теперь крымские дети живут в одном ментальном пространстве не с соседями из Северного Причерноморья и даже не с жителями Кубани и Кавказа. Потому что Украину вычеркнули, а описывать Кубань и процесс покорения Кавказа сложно: снова придётся рассказывать о роли украинцев, либо сглаживать острые углы, дабы не задеть нежные чувства гражданина Кадырова. Теперь крымчане ищут совместное прошлое с Поволжьем, Сибирью, Карелией и Камчаткой. Буквально "разворачивают головы" от Европы в другую сторону.
Хочу напомнить, что в этом году заканчивают школу дети, которым на момент оккупации было 12-13 лет. И с каждым годом в Крыму будет всё больше детей, для которых существующее положение вещей является данностью, "нормальным" состоянием. Они не знают и не помнят другого Крыма. Они вырастут на этих лживых учебниках, в окружении лживых СМИ и говорящих голов. Вот как срабатывают "абстрактные" вопросы национальной памяти и истории.
Возможности Украины влиять на эту ситуацию – ограничены. Но даже то малое, что можно делать, в массе своей не делается.
Замена населения Крыма с помощью массового переселения жителей из России, а также "перепрошивка"с помощью гуманитарных инструментов – это базис для установления долгосрочного контроля над Крымом со стороны РФ. Мы не только должны пытаться ломать этот сценарий, привлекая внимание международного сообщества и создавая каналы донесения информации. В первую очередь – необходимо серьёзно заниматься гуманитарной проблематикой в регионах Украины.
Модернизация и развитие армии – это приоритет. Но модернизация библиотек, музеев, фундаментальные гуманитарные исследования – это не меньший приоритет с точки зрения стратегической перспективы.