Концепция развития Балаклавы как международного туристического центра вызывает у трезвомыслящей части севастопольцев смех и грусть. Недавно власти предложили построить там канатную дорогу и железнодорожный вокзал. Горожане видят в этом Нью-Васюки и банальный распил бюджетных средств.
31 декабря в Севастополе концепцию развития Балаклавской бухты обсудили с архитектурным сообществом. В ближайшее время разработчики планируют представить проект жителям города. Об этом сообщила руководитель приоритетного проекта Мария Литовко.
«Проект концепции развития Балаклавы как мировой яхтенной марины находится на стадии экспертных обсуждений. Сегодня он был представлен архитектурному сообществу, которое в целом поддержало концепцию. В течение 2-3 недель она будет дорабатываться с учетом поступивших предложений. Также в ближайшее время мы планируем выложить проект в открытый доступ, чтобы с ним могли ознакомиться все желающие. Будет разработана соответствующая программа», – отметила Мария Литовко.
Над проектом гражданского развития Балаклавской бухты работает компания «Геоплан».
Среди особенно обсуждаемых новаций – строительство канатной дороги к генуэзской крепости Чембало и строительство железнодорожного вокзала в Балаклаве.
По словам главного архитектора Севастополя Александра Моложавенко, в настоящее время рассматривается размещение канатной дороги между бывшим кирпичным заводом на улице Крестовского и горой Спилия.
«Там (у завода) останется перехватывающая парковка. От нее будет начинаться канатная дорога, по которой можно будет добраться до крепости Чембало. Будет ли канатная дорога переходить на другую сторону бухты – это вопрос сложный, поскольку историки, скорее всего, против», – рассказал архитектор.
Также Моложавенко рассказал о планах реконструкции железной дороги в Балаклаве в рамках развития там яхтенной марины. Планируется, что дорога свяжет это место с Симферополем.
«Создание там железнодорожного вокзала. Соединение железнодорожной связью по дороге рудоуправления с Симферополем. Тогда у Севастополя будут новые подъезды к нему», – отметил он.
Представитель севастопольского Союза архитекторов Сергей Пушкарев обратил внимание на необходимость соблюдения баланса обслуживания местного населения и приезжих, в том числе в отношении стоянок для автомобилей и строительства жилья для обслуживающего персонала.
Концепция развития Балаклавской бухты как международного центра туризма разрабатывается в рамках поручения президента России
По мнению специалиста, необходимо соблюсти и баланс исторически сложившегося архитектурного облика набережной, и новых сооружений, которые возникнут в связи с проведением реконструкции.
Стоит отметить, что концепция развития Балаклавской бухты как международного центра туризма разрабатывается в рамках поручения президента России. В ее основе лежит создание яхтенной марины для стоянки 650 судов с полноценным яхтенным сервисом, благоустройство набережной и прилегающих территорий.
Злые языки поговаривают, что яхтенная марина создается под стоянку яхты самого президента Путина и приближенных к нему олигархов.
Первая демилитаризация Балаклавской бухты
Балаклавская бухта – одна из самых скрытых в мире: при входе в нее скалистый берег делает несколько поворотов, поэтому со стороны открытого моря гавань не видна абсолютно. Еще она – одна из самых удобных на Черном море. Узкая (200-400 м), глубокая (до 17 м), и в ней благодаря окружающим сопкам и скалам никогда не бывает штормов. Неудивительно, что эти места издавна любили военные.
В годы СССР Балаклава была закрытым городом, на берегу бухты находился секретный завод по ремонту подводных лодок, а также склады для хранения горюче-смазочных материалов и ядерного оружия. Помещения были выдолблены в монолитной скале и могли выдержать ядерный удар. На высотах Кая-Баш располагалась ракетная часть, да и в самой Балаклаве военных объектов хватало.
В независимой Украине властные взоры впервые обратились на лакомый кусочек земли только через 14 лет. 26 апреля 2003 года президент Украины Леонид Кучма внезапно посетил Балаклаву, снял с должности командующего ВМС Украины адмирала Михаила Ежеля, отчитал местную власть и принял решение о демилитаризации Балаклавской бухты.
Как пишет севастопольский писатель Валерий Иванов, «Балаклава – это не только красивая бухта и средневековая крепость Чембало. Балаклава – это лакомый кусочек украинской земли – государственной собственности, в свое время переданной в пользование Военно-морским силам Украины. Несколько военных городков на берегу бухты, ряд глубоководных причалов, подземные сооружения, пляжная и парковая зоны, обустроенные военные городки, более 100 зданий и сооружений Черноморского флота, половина из которых еще в 1994 году были переданы в собственность города Севастополя».
Итак, по решению президента Украины военных из Балаклавы надлежало вывести, все имущество передать городским властям. В соответствии с разработанной концепцией, Балаклаву собирались сделать центром международного туризма, а в защищенной от ветров бухте разместить яхтенную стоянку – марину.
Через год, 19 августа 2004-го, Леонид Кучма вновь посетил Севастополь, и демилитаризация Балаклавы не удовлетворила президента. По результатам совещания о ходе демилитаризации Балаклавской бухты Кучма подписал Указ «О персональной ответственности руководителей центральных и местных органов исполнительной власти», которым уволил первого заместителя министра обороны Украины Николая Олейника, объявил выговор министру обороны Украины Евгению Марчуку и целому ряду высокопоставленных чиновников.
До создания «яхтенной марины международного уровня» было еще далеко, но в Украине привыкли все делать неспешно
В последующие 10 лет демилитаризация ни шатко, ни валко, но шла. Из бухты выводились предприятия, в штольне завода по ремонту подводных лодок разместился филиал Центрального музея ВС Украины, а в акватории стройными рядами стояли яхты. До создания «яхтенной марины международного уровня» было еще далеко, но в Украине привыкли все делать неспешно: медленно судились за причалы с Черноморским флотом, медленно закрывали промышленные предприятия, медленно распродавали государственное имущество.
К демилитаризации активно подключился новый владелец Балаклавского рудоуправления, российский олигарх Вадим Новинский. На месте отработанных карьеров планировалось создать элитный курорт Balaklava Green – с отелями, полями для гольфа и т.п.
Из воинских частей в бухте оставался лишь отряд морских пограничников ВМС Украины.
Вторая «зачистка» Балаклавской бухты
Россией правят не патриоты, а бизнесмены и стяжатели. Их видение развития данного района Севастополя вскоре озвучил президент Путин
После аннексии полуострова патриоты-«крымнашевцы» стали мечтать о новой милитаризации Балаклавы. Звучали предложения снова ввести в строй завод в штольне и ремонтировать там субмарины. Но Россией правят не патриоты, а бизнесмены и стяжатели. Их видение развития данного района Севастополя вскоре озвучил президент Путин.
Вот только отжатые земли и здания были переданы в ведение Черноморского флота и ФСБ, только город создал государственное унитарное предприятие «Балаклавский судоремонтный завод «Металлист» и передал в его ведение 4 причала, как последовало распоряжение в мае 2016-го передать завод в управление Федеральной службе охраны. В России все знают, что это означает – в распоряжение президента. Все стало на свои места, когда в сентябре 2016 года Путин дал поручение создать в Балаклаве международный центр туризма. Для этого необходимо благоустроить набережные Таврическую и Назукина, создать в бухте яхтенную марину и освободить территорию от воинских частей и объектов.
Российская административная машина завертелась. По уже отработанной схеме в суды поданы тысячи исков об освобождении земельных участков
Руководители города «взяли под козырек» и российская административная машина завертелась. По уже отработанной схеме в суды поданы тысячи исков об освобождении земельных участков. Та же Мария Литовко рассказывала: «Я координирую вопросы относительно освобождения земельных участков в районе Балаклавской бухты», и отметила, что «сегодня в судах находятся около 300 судебных дел относительно земельных участков в районе Балаклавской бухты, а в целом по Балаклаве несколько тысяч исков».
«Под раздачу» попал и яхт-клуб, принадлежащий бывшему украинскому нардепу. «Золотой символ» принадлежит структурам, предположительно связанным с украинскими политиками из ближайшего окружения экс-премьера Юлии Тимошенко – Андрею Сенченко и Людмиле Денисовой. Попытку доказать в суде, что земельный участок под яхт-клуб был выделен с нарушением законодательства, власти Севастополя предпринимали еще в период президентства Виктора Януковича. На закрытой территории элитного яхт-клуба, помимо стоянки для яхт, расположены ресторан и отель.
Российских морских пограничников переведут из Балаклавы в Инкерман. Место не самое удобное для выполнения их задач
С военными тоже особо не церемонились. Российских морских пограничников переведут из Балаклавы в Инкерман. Место не самое удобное для выполнения их задач: например, до Фороса из Балаклавы 20-30 минут ходу, из Инкермана – на полчаса-час больше. Но с президентом России спорить не принято.
В новом документе, опубликованном в сентябре 2017 года на сайте Кремля, Путин дал Минобороны, ФСБ, Федеральной службе охраны поручение до 15 декабря освободить и предоставить Севастополю участки, необходимые для гражданского развития района Балаклавской бухты. «Минобороны России, ФСБ России, ФСО России, Росгвардии обеспечить освобождение и предоставление Севастополю земельных участков, необходимых для гражданского развития района Балаклавской бухты», – говорится в документе.
В новую концепцию развития Балаклавы судорожно пытается встроиться Вадим Новинский и у него пока это получается. В рамках осуществления проекта в июле минувшего года власти Севастополя подписали специальный инвестиционный контракт с АО «Балаклавское рудоуправление». Согласно документу, предприятие освобождает территории дробильно-обогатительной фабрики и маневрового района площадью шесть гектаров и Псилерахского карьера, который ближе всего расположен к бухте. А взамен правительство города предоставляет компании, которая не должна сокращать рабочие места, налоговые льготы.
Очередные Нью-Васюки?
При словосочетании «канатная дорога» у севастопольцев вообще случаются приступы гомерического хохота: горожанам уже неоднократно обещали этот вид транспорта
Народный юмор в Севастополе раскалился добела после сообщений о строительстве канатной дороги и железнодорожного вокзала в Балаклаве. При словосочетании «канатная дорога» у севастопольцев вообще случаются приступы гомерического хохота: горожанам уже неоднократно обещали этот вид транспорта для передвижения через Севастопольскую бухту, а также вокруг всего Севастополя. Но как-то все не складывается.
Железнодорожный вокзал смешит горожан не менее. Рельсы в Балаклаву подведены – по ним в рудоуправление ходят товарные составы – и построить вокзал или небольшую станцию, в принципе, проблем не составит. Но Балаклава – городок небольшой, камерный, тихий. Проходящий раз в сутки товарный состав и то нарушает покой граждан, а электрички несколько раз в день – это гораздо хуже. Вот только кто и откуда будет на них ездить?
А самое главное, в чем российские власти равняются с незабвенным Остапом Ибрагимовичем, так это в обещании статуса «международного туристического центра». Международную бесперспективность в условиях санкций захватчики полуострова, безусловно, понимают. И это тоже подметили пользователи соцсетей фразой того же Бендера: «пилите, Шура, пилите». Имея в виду распил бюджетных средств, естественно.
В этом смысле все становится на свои места. Ведь в России процесс всегда главнее результата.
Андрей Покровский, крымчанин